Иван Блынский
10.11.2011
Посетил открытие выставки «Большая Волга в Москве» в ЦДХ. Было сказано много хороших, теплых слов от Министра культуры Александра Авдеева, полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты; Масута Фаткуллина – председателя исполкома МКСХ, Андрея Ковальчука – председателя Союза художников России, других известных и заслуженных личностей. Все было замечательно, слова, аплодисменты, фотографы, детский хор. Потом, «офицерский состав» прошел в специально отведенное место на праздничный банкет с выступлениями народных коллективов и т. д. А «рядовой» состав, не имевший заветных билетов с приглашениями, остался за красной ленточкой, осматривать экспозицию. В том числе, и многочисленные корреспонденты, фотографы, пресса. Как-то не в традициях художников делиться на сорта – высший и остальной. Тем более, народ собрался интеллигентный, чужих практически не было, а на входе в ЦДХ меня строго спросили – куда? Посмотрели в списки, я в списках не значился, но пропустили все равно, как представителя прессы. Так вот, дело не в бутербродах и шампанском, а в принципах. После теплых, добрых, умных слов, мини-общество разделилось на две части. И большая его часть осталась в залах. Некоторые художники, приехавшие из регионов, со смешанными чувствами кучковались со своими припасами возле картин, наверное, размышляя о московском гостеприимстве. Осадок остался не самый приятный. В целом же, выставка показывает традиционное искусство отечественного реализма, станковой живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Много работ по-своему интересных, с разнообразной тематикой, сделанных крепко, профессионально. Чувствуется, что в регионах традиции отечественной школы реализма сохраняются, похоже, более трепетно и бережно, нежели в столице. И это, конечно, здорово, что художники пишут, рисуют, ваяют, имея гораздо меньшие возможности для реализации и справедливой оплаты своего труда, нежели в Москве. Художники работают и верят, что это важно и нужно. Дело за зрителями, СМИ, музейными работниками, тем более, на открытии было высказано мнение, что многие работы достойны находиться в государственных коллекциях… Кстати, отличная возможность для оценки своих впечатлений, посетив выставку, расположенную ниже этажом – «Русский леттризм». Довольно сложно дать ей общую характеристику – пожалуй, некая большая инсталляция в не маленьком пространстве из работ известных и относительно новых. Написанных, нарисованных, наклеенных, нацарапанных, в том числе и на вполне реальном деревянном заборе, с применением в большом объеме именно текстов, как самодостаточного арт-объекта, подчас содержащего ненормативную лексику, но вряд ли способных именно этим шокировать или эпатировать зрителя. А вот зрителей-то, было совсем немного по сравнению с «Большой Волгой». И это несколько удивило – такие откровения, такие имена – А. Кабаков, В. Комар и А. Меламид, Э. Булатов, К. Звездочетов, О. Кулик, А. Осмоловский… Такой скандал накануне с участием арт-группы «Война», изъятием их особо экстремальных экспонатов с участием правоохранительных органов, потасовками… И все равно, в конце рабочего дня по огромному залу бродили всего-то, человек пять… Зашел сюда с «Большой Волги» и Дмитрий Жилинский, наш живой классик тонкого и мощного, пластичного реализма. Мы обменялись с Дмитрий Дмитриевичем короткими взглядами и комментариями. Я сказал: «А здесь вот, другое искусство…» Жилинский с волнением ответил: «Искусство выше этажом…» И еще, кое-что добавил… Хотелось возразить, вспомнив, что представлено сейчас в Русском павильоне на Венецианском Биеналле и как это представленное диссонирует с экспозицией «Большой Волги». И сразу стало любопытно узнать мнение о «большой разнице» у Министра культуры, у председателя Союза художников, у реалистов и леттристов… О том, – почему, как, откуда, зачем, с кем? и т. д… В общем, посещение выставки одной, затем другой, иногда приводит к неожиданным результатам: пришел пофотографировать открытие, записать впечатления, встретить коллег, посетить фуршет, а ушел с нелегкими мыслями о судьбах искусства в Приволжском федеральном округе, Москве, стране, мире… Не зря сходил и всем советую, пройтись по залам на всех этажах, посмотреть, почувствовать, подумать…