Социально-политическое и экономическое обрушение страны, связанное с распадом СССР, подвергло наши педагогические кадры всех уровней столь же болезненному и унизительному погрому, как и научные кадры. Нищета, обессмысливание главных мотиваций деятельности, утрата общественного авторитета, социального статуса и престижа, вымывание из педагогический среды наиболее способных и активных кадров, резкие противоречия между тем высоким, что нужно было декларировать на уроках, и меняющейся в направлении опрощения и криминализации «уличной» реальностью, — всё это резко и неуклонно ухудшало и качество педагогического состава, и качество образования. Одновременно серия законов об образовании, принятых в постсоветские годы, и нагружала работу преподавателя все более изощренными и бессмысленными бюрократическими сложностями, и все более откровенно освобождала и преподавателя, и ученика от ответственности за содержание и качество образования. Не будем перечислять печальные последствия таких российских «образовательных новаций», как неуклонное снижение объема и содержания обучения в дошкольном образовании или введение в школе ЕГЭ (единый госэкзамен, к которому педагоги просто «натаскивают» учеников на стандартные «правильные ответы»), или подгонка преподавания в высшей школе под «болонские нормы», от которых решительно отказываются ведущие университеты Европы, или фактическое лишение автономии и самоуправления наиболее сильных университетов страны.