Константин Агунович
18.02.2013
Театральный музей — памятник той, типично московской купеческой придури, которой столь многим обязаны история и культура России. Поскольку дядя и брат Алексея Александровича Бахрушина были коллекционерами, то и он решил собирать — что-нибудь про театр, к которому питал слабость. Для начала (в 1891 году) купил на Сухаревском рынке 22 актерских портрета XVIII века. Потом, правда, оказалось, что это не портреты актеров, а эскизы сценических костюмов, заказанные Шереметевым для своей крепостной труппы в Париже, но начало было положено. В 1894 году Бахрушин открыл в собственном доме музей, собрание которого было невысокого качества, — злые языки называли его «чулочно-башмачно-табакерочным» и предлагали собирателю купить, например, пуговицу от брюк артиста Мочалова. В 1913 году владелец передал свой музей в дар Императорской академии наук и городу Москве. Особняк Бахрушина сохранил экстерьер, но не внутренности. От прежних времен дошел только псевдоготический вестибюль: тяжелая входная дверь, резное дерево, расписной потолок, витражи. Остальное — шесть залов, один выставочный и пять музейных: «Кабинет Бахрушина», «Истоки русского национального театра» (портреты первых русских актеров, гравюры), «Русский театр xix — начала хх века» (эскизы декораций первых постановок опер Глинки, афиши, фотографии; много всякого про балерин, большим поклонником творчества которых был Бахрушин), «Театральный авангард» (эскизы декораций и костюмов Родченко, Экстер, Веснина, Лентулова) и «Творчество Шаляпина» в нижнем этаже, где некогда Бахрушин начал создавать свой музей (звукозаписи Шаляпина, Собинова, певцов Большого театра).