Куда жаловаться на магазин (кафе, салон, АЗС и т. д.) Тут есть три варианта. Если вас не удовлетворяет чистота фартука продавца или в мясном отделе вы вляпались в лужу с бычьей кровью – вам в Управление Роспотребнадзора по Москве. Там просто обожают такие вещи, потому, что за них можно содрать нешуточный штраф. Приемные Роспотребнадзора есть во всех округах города, при префектурах. Можно прийти лично (пн.-чт. 10:00–17:00, пт. 10:00–16:00, обед 13:00–13:45), можно написать бумажное письмо, можно электронное (через форму на сайте организации), можно пообщаться по телефону горячей линии: (495) 621–70–76. Но я знаю, вас ведь не это волнует. Тогда переходим ко второму варианту. Вас бесят злобные продавцы, просроченные товары, вам не предоставляют скидку по студенческому или социальной карте москвича – в общем, нарушаются ваши драгоценные права. Или модный вариант с турфирмой: вас бросили без единого песо на летном поле где-нибудь в Боливии. Это, конечно, романтично, но быстро надоедает. Поэтому, вернувшись всеми правдами и неправдами в Москву, хочется наказать виновников по полной программе. Вы даже готовы пойти в суд, только не знаете, как это делается. Так вот, вас с нетерпением ждут разнообразные защитники прав потребителей. Можно, конечно, обратиться в тот же самый Роспотребнадзор, но эта махина, хоть и является бывшей Госторгинспекцией, все-таки заточена под санитарно-эпидемиологический рэкет мелких точек. Обратимся лучше в не столь официозные конторы. Например, в некоммерческую организацию «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль». Или в Союз Потребителей Российской Федерации. Или в Московское общество защиты прав потребителей. Функции у всех этих контор примерно схожие. Организация независимой потребительской экспертизы (доказательство того, что банка свинины, которой вы отравились, была ненадлежащего качества) и юридическая помощь: консультация населения и сопровождение исков. Конечно, работают эти организации небескорыстно. Но в идеале ваши цели совпадают: наказать коммерсанта и стрясти с него побольше денег. Помните: общества потребителей никогда не проигрывают! Если наказать буржуя не удастся, в проигрыше останетесь только вы. Разумеется, в наших отношениях с продавцами товаров и услуг возможен и третий вариант – уголовный поворот дела. Если вас нагло обсчитали, обвесили, обманули – добро пожаловать в УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями). Тут есть тонкость. В УБЭП, конечно, можно и позвонить, но потом все равно придется писать заявление. А в нем нужно указать реквизиты недобросовестного продавца (например, юридический адрес). Проще всего получить их, зарегистрировавшись на сайте Справочной службы юридических лиц и получив там выписку из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц). Также в получении такой выписки могут посодействовать местные налоговые органы.