В начале 70х годов мне довелось быть пациентом 44го санатория, в возрасте примерно лет восьми-девяти. Попал на лечение по весьма прозаической причине: получил по голове в детской драке. Нашли у меня сотрясение мозга, отправили лечиться. Неизгладимое впечатление на меня произвели воспитательные методы, практиковавшиеся у педагогов санатория (не у учителей, а у женщин-воспитательниц). Методы были уникальные и, надо сказать, весьма эффективные. Вот один пример. Ученикам нескольких классов давался приказ: построиться в одну шеренгу. Затем воспитательница объявляла: ученик такой-то плохо себя вел, провинился и будет наказан. После чего провинившийся ученик (выбирался самый непослушный мальчик) подвергался прилюдному раздеванию догола и проводился вдоль шеренги одноклассников и одноклассниц. Чтобы виновный не вырвался, и не убежал, его крепко держали за руки две воспитательницы. После окончания экзекуции его отпускали, и он с ревом убегал, чтобы куда-нибудь спрятаться. Воспитатели относили ему одежду и намекали, что если он впредь не будет хорошо себя вести, все может повториться. Затем воспитатели возвращались к шеренге одноклассников и объявляли: в следующий раз это может случиться с каждым здесь присутствующим. Угроза действовала исключительно: дети становились послушными, тихими и задумчивыми. Воспитателей боялись и слушались во всем. Рассказать маме об удивительных воспитательных методиках дети не решались - стыдно было за взрослых теток, да и за себя тоже. Так все это и осталось тайной.