Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление от 18.05.2010 г. №58) утверждены санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». СанПиН обязательны для исполнения на территории РФ (п.1.3). Надзор за выполнением СанПиН проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Ответственность за соблюдение требований СанПиН возлагается на юридических и должностных лиц. Пункт 14.28 СанПиН требует организовать и контролировать передачу пациентам родственниками продуктов питания в пределах утверждённого перечня и количества. Пункт 14.29 обязывает медицинских сестёр отделения, где лечится пациент, ежедневно проверять соблюдение правил и сроков хранения пищевых продуктов. При обнаружении продуктов с истекшим сроком годности, хранящихся без упаковок с указанием фамилии пациента, а также имеющих признаки порчи «они должны изыматься в пищевые отходы». Требования к хранению и употреблению приносимых продуктов питания являются составной частью Правил внутреннего распорядка, информация доступна каждому пациенту и посетителю. Цель таких ограничительных мероприятий очень серьёзна – не допустить в лечебном учреждении пищевых отравлений (а они случаются), грубого нарушения обменных процессов в организме пациента на фоне текущего патологического процесса. Неправильно хранящиеся продукты могут стать причиной и такого смертельного заболевания, как ботулизм. Продукты питания «с удовольствием» используются как среда для размножения многими патогенными микроорганизмами, с которыми связаны хирургические заболевания, явившиеся причиной госпитализации пациентов, особенно в хирургических отделениях. Многие продукты просто противопоказаны при лечении того или иного заболевания. То есть, строгий контроль за качеством и употреблением приносимых продуктов – неприятная для всех, но обязательная и важная часть повседневной работы персонала. Отсутствие такого контроля должно насторожить пациента и его близких в отношении безопасности пребывания в том или ином лечебном учреждении. К сожалению, менталитет наших граждан предполагает, что чем больше они принесут всевозможной еды заболевшему, тем быстрей наступит выздоровление. О «судьбе» остающихся и приходящих в негодность продуктов заботиться не принято. Учитывая стоимость приносимых продуктов, пациенты нередко не готовы «расстаться» с ними даже понимая серьёзную угрозу возможного вреда здоровью. Приходится уговаривать некоторых пациентов отказаться от употребления таких продуктов, настаивать на их утилизации, либо передаче их родственникам, объясняя причину. Состояние московского здравоохранения позволяет обеспечить и обеспечивает питание пациентов, соответствующее нормативам по калоражу и качественному составу. Организация питания находится под строгим государственным контролем. И, поверьте, заработная плата московских медиков позволяет им и их семьям питаться достаточно и качественно. Поэтому образ медицинских сестёр и врачей, жадно поедающих отнятые обманным путём у пациентов продукты, вызывает у сотрудников грустные улыбки. Но такова иногда благодарность пациентов за тяжелый труд, сбереженное и возвращаемое им здоровье.