До недавних пор Пушкинский театр был одним из самых вялых театров города. Ему 86 лет, прежде это был Камерный театр Александра Таирова и его музы, великой Алисы Коонен. Романтический классицизм Таирова пользовался популярностью на Западе, театр пережил войну, но не устоял перед режимом: в период борьбы с космополитизмом Таиров был изгнан из Камерного, который подвергся реорганизации и получил имя поэта. За кулисами до сих пор, рассказывают, блуждает привидение Коонен, насылая на театр проклятья. Три года назад руководить театром призвали Романа Козака, сумевшего проявить как завидные реформаторские качества, так и спасительное чувство меры. Сегодня часть публики по обычаю, заведенному до Козака, ходит сюда на невзыскательные простодушные комедии, другая часть — в филиал театра в Сытинском переулке, где чудят молодые режиссеры. Кирилл Серебренников, к примеру, поставил здесь пьесу модного англичанина Марка Равенхилла «Откровенные полароидные снимки», и Нина Чусова инсценировала гоголевского «Вия». На основной сцене стоит увидеть «Самоубийцу» Николая Эрдмана в постановке Козака и «Ночи Кабирии», мюзикл по мотивам фильма Феллини, который поставила хореограф Алла Сигалова; Александра Урсуляк, молодая выпускница Школы-студии МХАТ, которую Козак прочит в звезды Пушкинского театра, сыграла, пропела и станцевала в мюзикле главную роль. Сам же Козак, которому роли режиссера и администратора явно недостаточно, выходит на сцену в «Косметике врага», совместном проекте с «Сатириконом», в качестве партнера Константина Райкина. Очень достойного, кстати, партнера.