Константин Агунович
02.10.2011
Единственный московский музей, отправляясь в который нужно сверяться не только с часами, но и с календарем (музей открыт только в теплую пору года) и с синоптиками: при влажности воздуха выше 80% музей закрывается (после дождя музейному парку положено просыхать сутки, так, что и сюда следует соваться осмотрительно). Музейщики дрожат за интерьеры: в усадьбе Останкино они уникальной сохранности. Когда граф Николай Петрович Шереметев подыскивал место для своего театра, выбор его пал на Останкино. Тогда оно было занято главным образом оранжереями, зато располагалось ближе к Москве, чем милое его папаше Кусково. Человек он был увлекающийся, более чем состоятельный, и уж если решил строить театр, то «святилище муз». Дворцовый театр (единственное в России и одно из немногих сохранившихся в Европе театральное здание xviii века, вмещающее сцену, зрительный зал, интерьеры фойе, помещения гримерных, машинное оборудование) постепенно обрастал павильонами, галереями. Венец всему — дворец, построенный по проекту Виктора Бренны и Ивана Старова. Он целиком деревянный, но штукатурка создает впечатление каменного здания. Раньше в нем располагался Музей творчества крепостных. Теперь рабовладельческий привкус исчез, театральное фойе со скульптурами Кановы и Лемуана и пятью античными подлинниками ничем не напоминает о тяжелой судьбе дореформенного крестьянства. От театра остались немногие предметы реквизита, ноты с пометками крепостных исполнителей, коллекция музыкальных инструментов, в том числе арфа Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, в замужестве графини Шереметевой. От дворца — золоченая и наборная мебель xviii - первой половины xix века, около двухсот торшеров, бра, подсвечников, канделябров, жирандолей, фонарей и люстр, коллекция русского портрета, графики и миниатюры xviii-xix веков, западноевропейского фарфора.