По первой части: с точки зрения выдвинутого критерия – рано, и будет рано до тех пор, пока не умрет последний из оставшихся 196 000 участников. Но сам по себе этот, безальтернативно и безапелляционно выдвинутый Гордоном критерий, странен и надуман. Напротив, надо говорить с молодыми и подрастающими поколениями на их языках и на языках новых, расширяя палитру, в которой есть и безусловные и многочисленные шедевры кино о войне, созданного в традиционных жанрах. По второй части: а почему постулируется «коммерческое на эту тему – значит плохое»? «Коммерческое» само по себе ни хорошо, ни плохо. Если это произведение искусства, которое вдобавок ещё и снабжено необходимыми технологиями, делающими вещь коммерческой, так это – хорошо. Но только в понятие «произведение искусства» нельзя вкладывать только эстетический критерий, оно необходимо должно содержать и критерий этический (в данном случае исторической этики). С точки зрения исторической этики – фильм правильный. Тем более – поклон режиссёру-японцу, за самоотверженность и смелость взятой и так поданной темы, ведь Япония входила в ось Германия-Япония-Италия. Скляр вполне дипломатично уловил этот дружественный культурный тренд, который стоило бы особо оценить в силу того, что в современном мире действительно дружественно настроенных представителей культур у России-то ощутимо поубавилось. А много их у нас и никогда не было. По поводу оценки. Произведение искусства, созданное в определенном стиле, следует оценивать с точки зрения системы эстетических критериев данного стиля прежде всего. А не с неких общих универсальных критериев, о которых заикнулся Гордон. Это было ясно с самого начала, и, в конце концов, об этом и сказала сценаристка. Это очевидно. Сравнивать данный фильм с рассказами Быкова и проч. – нонсенс. Это всё равно, что искать моно-но-аварэ в стихах Мандельштама, например… Просто видно было, что часть аудитории не знакома с эстетикой анимэ, и ведущий – в их числе. Эстетика эта ему не близка и, естественно, людям этого поколения, внутренне сохраняющим в себе пласт советской культуры, трудно совершить такой эстетический скачок (а людям поколений более старших, как мы видели, – и того труднее). Ну, надо было подготовиться… изучить предмет, как сказал Иван Иванович.