Александр
25.04.2019
Я заказывал поиск машины в ДЭКС весной 2016 г., найденная машина на учет поставлена была без проблем (ПТС оригинал), но потом через почти 2 года после покупки выяснилось, что она в залоге по кредиту предыдущего хозяина, что выплата кредита им давно просрочена, сам человек естественно на связь не выходил. Мне пришлось возвращать банку несколько сотен тыс. руб., иначе - обращение взыскания на машину. А лишиться машины мечты я не мог:)
Перед поиском Александр на мой вопрос о доп. проверках (криминалиста или типа того) сказал, что для этой машины не нужно, никакого криминала не бывает. При поиске Алексей и я проверяли историю машин только по порталу автокод, там в то время данные о залогах вообще не публиковались, других источников проверок при поиске не использовалось и не рекомендовалось. Данные сайта реестра залогов ни при поиске, ни перед покупкой никто не смотрел, а машина числилась в реестре на день покупки и на день начала поиска тоже. Это была ошибка ДЭКС.
Сейчас надежд вернуть деньги нет, человека найти невозможно, имущества у него нет, уголовное дело возбудить за год не удалось, полиция ведет бесконечные проверки, задает уточняющие вопросы, передает из одного УВД в другой и т. д.
Понятно, что к ДЭКС никаких официальных претензий быть не может, никакие обязательства сторон зафиксированы никак не были, от нетехнических проверок ДЭКС всегда дистанцировался. Да и договор на поиск ДЭКС не заключает, только товарный чек на аванс на "выездную проверку". Вполне можно сказать, что я историю эту сочинил.
Неприятно всё, мягко говоря. И отзыв писать неприятно.
Читал ГЛ ДЭКС с 2005 г., в 2007 покупал машину и обслуживался в ДЭКС. Очень доверял и всем рекомендовал. В прошлом.
P. S.: Да, виноват прежде всего я сам и это теперь моя война. Об остальном судить читателям отзыва.
Для полноты понимания подходов ДЭКС нужно добавить переписку на Горячей Линии 11.04.2019 (скриншоты сохранены, если потом будет убрана неудобная информация)
Оказывается, что ДЭКС вообще не знал о том, что:
по закону ПТС м. б. на руках при залоге,
и также про реестр залогов, официально работающий с 2014 г,
и про разницу ограничения регистрации и нахождения в залоге.
Если для автоподборщика реестр залогов - "некая дополнительная база, о существовании которой в официальных источниках по проверке автомобиля на чистоту и ограничения нет ни слова" (с) - то комментарии излишни.
Вопрос:.. ДЭКС не проверял её по базе залогов при поиске и перед сделкой и не сказал про необходимость этого клиенту. А запись о залоге там была на момент начала поиска и на момент сделки. Вот в этом правда.
ДЭКС: На тот момент об этой базе вообще никто не знал, тем более ДЭКС, который сотрудничает с криминалистами, но сам в юридические вопросы не лезет и главное, не имеет право это делать. И юристы и следователь, с которым был разговор на эту тему, в один голос утверждают, что на тот момент обязательной была проверка автомобиля по базе ограничения юридических действий. На данный автомобиль, ограничений в этой базе не было. И самое главное, это ПТС. Можно было бы предъявлять претензии, если бы его не было на руках у продавца. Его по закону и не должно быть, если машина под залогом. Самый крайний вариант - отметка в ПТС об ограничениях. Факт того, что ПТС был у продавца, говорит о преступном сговоре банка с заёмщиком и уже точно, не ДЭКС должен такие ребусы распутывать. Это говорят юристы и это говорил следователь по данному конкретному вопросу. Я с пониманием отношусь к ситуации, в которую Вы попали, но противодействовать таким схемам обмана, в которых задействованы и банк и ГАИ и сам продавец, не представляю как возможно.
Вопрос: Попробую ещё раз объяснить историю 2016 года.
Я тоже общался с юристами и не просто так побежал отдавать банку сотни тыс. руб.
1. В 2016 база залогов уже действовала и была юридически значимой, т. е. наличие записи о машине в ней определяло предмет залога
2. На портале автокод, по которому тогда вели проверки при поиске, не было интеграции с этой базой и не было информации о залогах, но сама база реестра залогов работала.
3.VIN машины на момент начала поиска и тем более на день сделки УЖЕ был в базе залогов, достаточно было в базу заглянуть и увидеть дату начала залога.
4. Этого не было сделано никем.
5. ПТС залоговой машины на руках продавца - НЕ противозаконно, хотя чаще всего так не бывает.
ДЭКС: Со всем можно согласится, кроме пункта 5. Всегда проходила информация, что под залог денег банк забирает ПТС. В противном случае, как покупатель может понять, что машина под залогом, если всюду в 2016 году шла информация, что есть база ограничений и больше никакими базами пользоваться не нужно. В 2016 году просто никто не знал, что есть какая-то дополнительная база. Уж ГАИ то должно было знать, что где-то есть некая дополнительная база, о существовании которой в официальных источниках по проверке автомобиля на чистоту и ограничения нет ни слова. Они никогда не упускают такие вещи. Согласитесь, кто-то просто искусственно зажал эту информацию в своих целях.
Вопрос: 1. про п. 5, ПТС - поясню подробнее:
"законодательство прямо не предусматривает право залогодержателя (банка) требовать от заемщика передачи подлинника ПТС на заложенный автомобиль. Вопросы выдачи ПТС регулирует совместный приказ МВД №496, Минпромэнерго №192 и Минэкономразвития №134 от 23.06.2005. В нем сказано, что паспорта транспортных средств хранятся у собственников или владельцев транспортных средств (п. 15). И собственником, и владельцем авто при передаче его в залог остается сам заемщик"
Т. е. по закону ПТС вполне МОЖЕТ БЫТЬ на руках у владельца залоговой машины. И никакого сговора банка с владельцем никогда им не предъявить, всё законно!
2. Ограничения на регистрацию в ГИБДД относятся только к имуществу, на которое наложили ограничения (арест), судебные приставы, например. Машины, которые отмечены в залоговом реестре, без проблем проходят регистрацию и ограничений не имеют.
Не нужно смешивать ограничения регистрации (это проверки по базе исполнительных производств) и нахождение в реестре залогов (проверки по ДРУГОЙ базе - базе залогов).
3. Официально 01.07.2014 г. начал работать сайт с реестром залогов движимого имущества. Он располагается на домене http://reestr-zalogov.ru. Одновременно вступают в силу поправки в Гражданский кодекс (ГК), которые защищают покупателей от залогов, которых нет в реестре. Вместе с началом работы реестра залогов движимого имущества вступают в силу поправки в ГК, делающие залог таких вещей публичным (п. 4 ст. 339.1). Залоги, отсутствующие в реестре, будут действовать только между сторонами договора залога, а также против покупателей, которые знали или должны были знать о существовании залога.
ДЭКС: Все эти тонкости в 2016 году никто не знал.
(также там несколько человек подтвердили, что
(также там несколько человек подтвердили, что ПТС при залоге необязательно остается у банка)
Далее должен был появиться ответ, который ДЭКС не опубликовал:
ДЭКС: Все эти тонкости в 2016 году никто не знал.
Поправка: ДЭКС не знал. Информация о нюансах существовала и была доступна. Если мы не знаем закона, не значит, что он не действует.
Я был клиентом и поклонником ДЭКС около 10 лет, читал ГЛ, доверял Вашим методам и поэтому обратился за подбором очередной машины, веря в то, что профессионалам видней, как правильно и безопасно подобрать хорошую машину.
Если они чего-то не знают, посоветуют обратиться за содействием к другим профессионалам.
Это не сработало.
Нечасто доводится разочароваться в гуру. Мне довелось.
Для информации, навскидку для примера несколько источников, в 2016 г. необходимость использования реестра залогов была достаточно широко известна:
https://rg.ru/2016/03/01/vs-rf-zashchitil-dobrosovestnyh-pokupatelej-avtomobilej.html
https://ceur.ru/news/item196492/
http://www.1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/512933-avtomobilnyy-reestr-zalogov.html
https://rg.ru/2016/01/20/zalog.html
https://vestiprava.com/obzory/novaya-sudebnaya-praktika-po-obrashheniyu-vzyiskaniya-na-prodannyie-zalogovyie-avto.html